диспетчер воздушного движения вакансии

Диспетчер управления воздушным движением. А. Г. Леонов
Полет любого самолета начинается на земле, кончается он после посадки на аэродроме. Подготовку и выполнение полета обеспечивает армия авиаспециалистов: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортрадисты, специалисты наземных служб (работники служб метеорологического обеспечения, инженерно-авиационной, управления воздушным движением, аэродромного обслуживания, электросветотехнической и радиотехнической, службы организации перевозок и др.). Всех их объединяет одна цель - обеспечить точный и безопасный полет воздушных судов по маршруту. В век фантастического усложнения авиационной техники, роста скоростей и дальности полетов, большой насыщенности движения задача эта чрезвычайно сложная.
Планируют, координируют, непосредственно управляют воздушным движением и контролируют соблюдение каждым воздушным судном режима полетов диспетчеры управления воздушным Движением.
Каждому самолету, находящемуся в воздухе, предписана определенная высота (эшелон) и маршрут полета. Задача диспетчера состоит в том, чтобы обеспечить безопасность, регулярность и экономичность полетов. Достигается это соблюдением безопасных интервалов между самолетами в момент взлета, в продолжение полета и при посадке.
Работают диспетчеры на диспетчерских пунктах. Все самолеты, находящиеся в зоне управления диспетчера, представляются на экранах радиолокаторов в виде светящихся меток (черточек с "хвостиками"), на которых записаны бортовой номер, заданная и текущая высота полета, остаток топлива, аэропорт назначения. В диспетчерской размещается табло, на котором отражаются сведения о метеоусловиях (атмосферном давлении, температуре воздуха, скорости ветра и его направлении, высоте облачности, очагах опасных метеоусловий) и их изменении. Пользуясь микрофоном и динамиками, диспетчер ведет радиообмен со всеми самолетами своей зоны, службами аэропорта, обеспечивающими полет, диспетчерами смежных зон. Так, он постоянно получает и сообщает информацию о метеоусловиях, о состоянии взлетно-посадочной полосы, готовности экипажа, о ходе выполнения полета каждым воздушным судном в его зоне, о процессе воздушного движения в зоне в целом, а в случае необходимости - в смежных зонах. Диспетчер не только обнаруживает, расшифровывает и опознает сигналы. Он их оценивает, обрабатывает информацию. Он сравнивает получаемые данные с ранее заданными параметрами движения воздушных судов. Если отклонение незначительно, то информирует экипаж о необходимости принять меры. При значительных - дает указание на изменение режима полета.

У диспетчера управления воздушным движением очень высока нагрузка на зрение и слух. Он неотрывно следит за экраном локатора, на котором постоянно перемещаются несколько маленьких светящихся меток. Это требует от него внимания, сосредоточенного на процессе управления в целом и одновременно распределенного на различные источники информации и легко переключаемого с одного на другой. Почти одновременно он следит за метками на экране, за информацией на табло, связывается то с экипажами того или другого самолета, то со службами аэродрома, то с диспетчерами смежных зон, сам задает вопросы и отвечает на них, дает указания и сообщает информацию, делает необходимые записи в журналах. И все это он должен делать быстро из-за постоянного дефицита времени.
Квалифицированному диспетчеру помогает в работе профессиональная наблюдательность, глазомер, а также способность выделять на фоне помех и избирательно воспринимать наиболее значимую для него в данный момент информацию, быстро и точно выделять в ней существенное.
В долговременной памяти диспетчера хранятся инструкции, правила и наставления по управлению полетами, летные характеристики воздушных судов различных типов, техническое оснащение аэродрома, климатические особенности района полетов, схемы решения типовых задач по управлению воздушным движением. Диспетчер знаком с устройством воздушных судов, работой двигателя, понимает работу экипажа по управлению судами.
Не меньшую, а в ряде случаев и большую роль в успешной работе играет оперативная память диспетчера. Он помнит все позывные воздушных судов, предписанные и фактические их высоты, маршрут и курс, место каждого воздушного судна в данный момент времени, остаток топлива, аэродром назначения и запасной, прогнозируемую и фактическую метеообстановку на них, временные ограничения и запреты на полеты. Все эти сведения быстро и точно запоминаются, со знанием дела используются для принятия решения.
Наиболее сложна работа диспетчера, когда возникает одна или даже несколько потенциально конфликтных ситуаций, которые без его немедленного вмешательства могут привести к опасному сближению или даже столкновению воздушных судов в полете. Диспетчер обязан обнаружить потенциальный конфликт и решить, как его ликвидировать, изменяя высоту, скорость и курс тех или иных участников воздушного движения.

Условия работы диспетчера в этих обстоятельствах чрезвычайно сложны. Самолеты снижаются для посадки, набирают высоту после взлета, следуют пролетом через зону. Они могут находиться на параллельных, встречных, пересекающихся курсах, попадать в сложные условия (гроза, обледенение, пожар, потеря ориентировки, отказ двигателя или связи). Работать приходится при небольших интервалах между самолетами, их высоких скоростях и больших высотах, высокой плотности движения, особенно в часы, дни, месяцы "пиковой" нагрузки, разнотипности воздушных судов в различных метеоусловиях.
Диспетчер принимает решения и в условиях помех, отсутствии или недостатке информации в данный момент времени, так как движение воздушных судов невозможно приостановить ни на секунду. Деятельность диспетчера, поэтому называется эвристической (от греческого - "отыскиваю", "открываю"), что ему постоянно приходится решать новые задачи, находить неочевидные решения. Эти особенности управления воздушным движением объясняют, почему невозможно полностью автоматизировать этот процесс.
Высоко эмоциональное напряжение труда диспетчера. Этому способствуют, жесткий лимит времени, большие информационные нагрузки, постоянно и быстро меняющаяся воздушная обстановка, необходимость решать сложные нестандартные задачи, ответственность за жизнь многих людей. В зависимости от опыта диспетчера, уровня профессиональной подготовки, индивидуальных особенностей психики и личности диспетчера одна и та же задача будет казаться более или менее трудной, и вызывать напряжение различной степени.
Предпринимаются шаги для облегчения работы диспетчера. В крупных аэропортах устанавливаются автоматизированные системы управления. Они освобождают диспетчера от выполнения относительно простых и часто повторяющихся операций приема, сбора, обработки и выдачи в удобном для диспетчера виде информации, поступающей с экрана радиолокатора и с автоматических ответчиков с бортов. Но анализ информации и принятие решения пока полностью не формализуются и остаются за диспетчером.
Снятию напряжения помогают рациональный режим труда и отдыха, выполняемые в перерывах рабочей смены специальные физические упражнения, а также систематические занятия спортом во внерабочее время.
Для отличного выполнения задач диспетчер должен хорошо знать аэродинамику и динамику полетов, метеорологию, воздушную навигацию, радиотехнические средства управления воздушным движением, организацию управления воздушным движением, воздушный кодекс СССР и др.
Годы работы формируют умения и навыки управления. Но успешная работа зависит и от степени развития ряда качеств психики и личности диспетчера. Наивысшей результативности в работе достигают люди, обладающие распределенным и быстро переключаемым вниманием, быстротой и пластичностью мышления, оперативной памятью, богатыми пространственными представлениями и эмоциональной устойчивостью.
Многие диспетчеры самозабвенно и преданно любят свою профессию. Ведь они в значительной степени обеспечивают безопасность, регулярность и экономичность полетов. Квалифицированный диспетчер использует знания и навыки, позволяющие ему как можно скорее вывести самолет на оптимальный эшелон, повысить плотность движения без нарушения минимально допустимого интервала между воздушными судами.
Диспетчеров высокой квалификации отличает дисциплинированность и организованность, настойчивость в работе и решительность в момент принятия важного решения. Чувство уверенности в необходимости предпринятых действий и одновременно самоконтроль, требовательность к себе, высокая умственная и физическая работоспособность. Это обычно люди выдержанные, спокойные и уравновешенные. Им свойственны дружелюбие и общительность, умение работать в коллективе, так как в процессе управления они контактируют с экипажами судов, с работниками служб аэродрома, с диспетчерами своего и смежных зон управления.
Кто хочет посвятить свою жизнь авиации и получить профессию диспетчера управления воздушным движением, в средней школе должен уделять особое внимание физике, математике, основам информатики и вычислительной техники и физическому воспитанию.
Овладеть специальностью диспетчера управления воздушным движением могут только юноши, окончив среднее или высшее летно-техническое училище гражданской авиации или Академию гражданской авиации. Они проходят медицинское освидетельствование и тестирование, при помощи которого определяется, соответствуют или нет определенным требованиям особенности их восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевого склада личности.

диспетчер планирования воздушного движения

диспетчер воздушного движения гурджиева

3.1. Для составления суточного плана воздушного движения диспетчер АДП, АДП МВЛ, диспетчер АДП по планированию должны иметь расписание движения14 ноября 2007

Читать

диспетчер воздушного движения обучение

Приказ Минтранса РФ от 26 ноября 2009 г. N 216 Об утверждении Федеральных авиационных правил Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам В соответствии со статьей 53 Федерального закона