когда отменят осаго

09.11.2015 00:00 1
1514
О том, как устроен надзор за страховыми компаниями, как регулятор контролирует продажу полисов ОСАГО и почему полезно как можно чаще жаловаться на страховщиков, в интервью Банки.ру рассказала начальник главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Ольга ПОЛЯКОВА.
— Как распределены надзорные функции за страховым рынком между центральным аппаратом Банка России и главным управлением по Центральному федеральному округу?
— В зону ответственности главного управления Банка России по ЦФО входят страховые компании, зарегистрированные на территории округа, за исключением крупных страховщиков, которые поднадзорны центральному аппарату Банка России, департаменту страхового рынка. Департамент отвечает за все крупные страховые компании в Российской Федерации. Надзор над всеми остальными страховщиками осуществляют три территориальных центра. Кроме главного управления Банка России по ЦФО, это Северо-Западное и Сибирское главные управления.
— Крупные страховщики выделяются по размеру активов или сборам?
— Крупные страховые компании определяются по собранным премиям. Первая сотня страховщиков в рэнкинге по начисленным страховым премиям, как я уже сказала, — это зона ответственности департамента страхового рынка Банка России. Нам поднадзорны остальные страховщики, действующие на территории Центрального федерального округа, — на данный момент это 159 компаний.
— Каковы полномочия главного управления в сфере надзора за страховщиками, с кем оно взаимодействует?
— Мы осуществляем дистанционный надзор за страховыми компаниями. На прямые проверки в системе Банка России выходит главная инспекция Банка России. Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров занимается жалобами граждан. Мы взаимодействуем со всеми подразделениями Банка России и получаем от них оперативные сигналы об ухудшении ситуации у страховщика — например, по выплатам.
— Большинство страхователей сегодня волнует ситуация с ОСАГО, особенно в свете последних событий с повышением тарифов и страховых сумм, временным ограничением лицензии «Росгосстраху». Как эти события повлияли на рынок ОСАГО?
— Мы контролируем ситуацию с продажей полисов ОСАГО, в режиме онлайн получаем информацию о том, как происходят продажи, есть ли нарушения, например навязывание продуктов. Ежедневно в 18:00 мы имеем сводку по ситуации на рынке ОСАГО, направляем ее в департамент страхового рынка и службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров для контроля действий страховщиков.

На этом рынке отмечается положительная динамика: снижается количество случаев злоупотреблений, навязывания продуктов, неправильного исчисления коэффициентов «бонус-малус». К сожалению, нарушения все еще есть. И, несмотря на улучшение ситуации с жалобами по ОСАГО, мониторинг мы не отменяем, потому что это социально значимый рынок. Необходимо понимать, что там происходит, и вовремя принимать меры, чтобы нарушений не было.
— Вы сказали, что мониторинг ситуации на рынке ОСАГО осуществляется в режиме реального времени. Вы контролируете ситуацию с продажами полисов через базу Российского союза автостраховщиков ?
— Нет, у нас есть свои методы мониторинга. Сотрудники 16 территориальных отделений главного управления по ЦФО отслеживают ситуацию с продажами полисов с помощью визуального контроля продаж, а также взаимодействуя с органами власти на местах.
— В каких регионах ЦФО сейчас наибольшие проблемы с рынком ОСАГО ?
— Весной — летом мы видели достаточно много жалоб по поводу навязывания дополнительных услуг, причем подавляющее большинство — из Орловской и Тульской областей. Сейчас тенденция изменилась. Примерно с конца июля практически во всех регионах ЦФО мы наблюдаем увеличение жалоб на неправильный расчет коэффициента «бонус-малус» — когда страховые компании при заключении договора не учитывают историю безаварийной езды клиентов.
— Недавно Банк России выпустил информационное сообщение, в котором предостерегал граждан от покупки полисов ОСАГО по заниженным ценам — по тарифам ниже регламентированных ЦБ. Речь о поддельных бланках ОСАГО или о несоблюдении закона со стороны страховщиков и их агентов?
— У нас есть информация, что предлагаются полисы по заниженной цене. А вот кто предлагает?.. Есть предположение, что это мошеннические действия. Мы проверяем данные.
Речь в данном случае о том, что тарифы на этом рынке строго регламентированы. В соответствии с указанием Банка России у базовых тарифов по ОСАГО есть нижняя и верхняя границы. И если на рынке появились полисы по цене существенно ниже нижней планки, возможно, это мошенничество. Возможно, это поддельные полисы, и тот, кто их продает, не обладает полномочиями по продажам. Надо смотреть, является ли этот страховщик действующим, обладает ли он лицензией. Это несложно определить, зайдя на сайт Банка России. Надо проверять полномочия агента. Если агент предлагает такой полис, необходимо убедиться, что у него есть доверенность от действующего страховой компании.

— Как изменилась ситуация на рынке с введением электронного полиса ОСАГО?
— Проект только начинается, и делать какие-то выводы еще рано. Введение электронного полиса, конечно же, поможет ускорить заключение договоров. В целом это повысит и качество сервиса, и доступность услуги. За последние десять лет мы привыкли к электронным билетам, например, на городской транспорт, на авиаперелеты. Для нас это естественно. Если электронный страховой полис тоже войдет в обычай, это облегчит жизнь и страхователям, и страховщикам. Кроме того, заключение договора ОСАГО с помощью электронного полиса позволит избежать навязывания дополнительных услуг и продуктов.
Есть еще одна проблема, которую может решить электронный полис ОСАГО, — чрезмерные вознаграждения агентам при заключении договора. Предельное значение агентского вознаграждения установлено, и в правилах Российского союза автостраховщиков об этом говорится. Но, к сожалению, контролировать данный процесс достаточно сложно. Одна из задач страховщика — снизить расходы в этом секторе.
— Вы говорили о навязывании услуг. Планирует ли Банк России как-то повлиять на эту ситуацию?
— Банк России готовит минимальные стандартные требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования, предусматривающих введение на страховом рынке так называемого периода охлаждения, в течение которого страхователь — физическое лицо вправе отказаться от договора страхования с возвратом страховой премии.
— Сегодня активно развивается рынок банкострахования, который характеризуется очень высокими агентскими вознаграждениями. Вы считаете эту ситуацию нормальной или каким-то образом препятствуете таким вознаграждениям?
— К банкострахованию как сегменту страхового рынка у нас претензий не так много. Для страхового надзора работа страховщика в сегменте банкострахования — один из вариантов продаж, стимулирующих рост портфеля. В том, что страховщик работает с банками, нет ничего плохого. Другой вопрос, что проблемы с размером вознаграждения, которое страховщик платит агенту, кем бы он ни был — банком или посредником, — действительно могут возникать. Мы смотрим, реальное ли это страхование, не является ли это элементом дани агенту за подключение. Важно сопоставить эти платежи. Если агенту перечисляется большой процент от страховой премии, мы сразу начинаем анализировать: что с выплатами и с активами. Это сигнал для нас, чтобы посмотреть, каково финансовое состояние страховщика, где размещены его активы.
— При заключении кредитных договоров банки предлагают или обязывают заключить ряд договоров страхования. Страхование имущества, титула при ипотеке, от несчастных случаев, страхование жизни, от финансовых рисков, рисков потери работы. Можно ли человеку отказаться от этих видов страхования и получить кредит?
— Это добровольные виды страхования, и человек вправе отказаться. Вопрос, каким образом тогда будет возмещать этот риск банк. Банк либо повышает ставку по кредиту, либо отказывает в заключении кредитного договора, поскольку риски без этой страховки становятся неподъемными для кредитной организации. У нас есть различные варианты заключения договоров. В ипотеке есть стандарты АИЖК, они достаточно продуманны и прозрачны.
— Разъясните, что делать страхователю, если у его страховщика отозвали лицензию либо она приостановлена.
— Здесь есть два варианта действий: для обязательного вида страхования, например ОСАГО, и для добровольного, например каско. Если это ОСАГО и у страхователя наступил страховой случай, а лицензия страховщика отозвана, нужно обращаться в соответствующее профессиональное объединение страховщиков — в Российский союз автостраховщиков. И РСА урегулирует выплаты по такому страховому случаю. Когда же речь о добровольном страховании, а лицензия отозвана либо приостановлена, в компании работает временная администрация. При наступлении страхового случая необходимо обращаться во временную администрацию, она выставляет заявленные убытки, и дальше работа идет, как обычно. Также есть вариант, когда лицензия страховщика приостановлена, однако основания для назначения временной администрации отсутствуют. В этом случае потерпевший должен обращаться непосредственно к страховщику, который, несмотря на приостановление действия лицензии, обязан урегулировать убытки. В случае признания страховщика банкротом и назначения судом конкурсного управляющего обращаться за выплатой следует к последнему. Страховщик обязан урегулировать все убытки. Если есть проблемы, необходимо решать гражданско-правовой спор в суде.
— На что следует обращать внимание потребителю при выборе страховой компании?
— Во-первых, надо удостовериться, что у страховой компании есть действующая лицензия. А во-вторых, конечно, необходимо очень внимательно смотреть договор. Хотя бы на элементарном уровне нужно разбираться в страховой лексике. Или обязательно по всем пунктам задавать вопросы. Проблемы возникают при разном понимании сторонами условий договора. Страхователь должен понимать, что имеет в виду страховщик. При каком с

отменят ли осаго новости

отменят ли осаго подорожание

Госдума предлагает отменить ОСАГО в 2015 году. 18 марта 2015 baton320. Прочитав заголовок, вы наверное подумали, что мы ошиблись

Читать

отменят ли осаго при наличии каско

Закон об ОСАГО, а именно отмена талонов ТО коснется и иностранных машин.  Отменяем ограничения. Еще одна немаловажная поправка внесена в пункт 6.1 ст.15.16 июля 2012